Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
Мариинский театр
Мариинский театр — это одно из самых известных и престижных музыкальных театров мира, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. На протяжении более 150 лет Мариинский театр служит важным центром культурной жизни России и мирового искусства.
Театр был основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины II и получил свое имя в честь жены императора Александра II Марии. Он был создан для развития оперного и балетного искусства в России и быстро стал одним из самых уважаемых и значимых театров в мире.
Одним из главных достоинств Мариинского театра является его интерьер. Здание было построено в стиле неоклассицизма и является примером высокого искусства архитектуры. Интерьер театра украшен роскошными деталями, кристальными люстрами, скульптурами и барельефами.
В Мариинском театре можно насладиться прекрасными спектаклями оперы и балета. Театр известен своей высокой художественной культурой и является домом для многих талантливых оперных певцов, балетных танцоров и музыкантов.
Среди самых знаменитых спектаклей Мариинского театра можно отметить «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в постановке знаменитого хореографа Мариуса Петипа, а также оперные произведения, такие как «Евгений Онегин» и «Князь Игорь». Также в театре проводятся гастроли мировых оперных и балетных трупп.
Мариинский театр является не только важным культурным объектом, но и прекрасным местом для туристов. Туристы могут посетить театр, посмотреть на его красивый интерьер и узнать больше о богатой культурной истории Санкт-Петербурга. Кроме того, они могут насладиться замечательными выступлениями оперных и балетных артистов, которые приезжают со всего мира для выступлений на сцене Мариинского театра.
Театр также предлагает экскурсии, в рамках которых можно узнать больше о его истории, культурных традициях и образовании талантливых артистов. Кроме того, Мариинский театр имеет свою школу, где обучаются будущие оперные певцы, балетные танцоры и музыканты.
Важным моментом в истории Мариинского театра является его реконструкция в 2006 году. В результате реконструкции театр стал более современным, оборудованным новейшей техникой и обладающим улучшенными условиями для зрителей и артистов.
Таким образом, Мариинский театр является не только важным культурным объектом, но и важным символом культурного наследия России. Здесь сочетаются высокое качество представлений и роскошный интерьер, создавая незабываемые впечатления для всех, кто посещает этот знаменитый театр.
Троице-Измайловский собор
Троице-Измайловский собор (собор Святой Живоначальной Троицы) является одним из самых величественных в Петербурге.
Собор был построен в 1828-1835 годах на месте летнего деревянного походного храма лейб-гвардии Измайловского полка. На время освящения собор являлся крупнейшим в России.
В этом соборе 27 февраля 1867 года состоялось венчание писателя и философа Фёдора Достоевского с Анной Сниткиной, а 18 ноября 1894 года — отпевание композитора и дирижера Антона Рубинштейна.
Собор имеет стиль ампир; он белоснежный с синим пятиглавием. Высота собора доходит до 80 метров. Фасады имеют шестиколонные портики коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах находятся бронзовые фигуры ангелов.
Внутренний интерьер собора имеет роспись, коринфские колоны и полукруглый иконостас. Собор имеет подземной этаж-зал под названием «Славянский», который расписан, а его смысловым центром высутпает мозаичный образ Господа Вседержителя.
В соборе находится самая старинная икона, которая есть в петербургских православных храмах — икона Святой Живоначальной Троицы, образу которой уже более 600 лет и он был написан в 1406 году. У иконы интересная история: после революции она была изъята из монастыря советскими властями и помещена в Третьяковскую галерею, затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию, а в начале 2000-х годов была выкуплена на аукционе и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга принесена в дар собору президентом России Владимиром Путиным.
Адрес собора: Измайловский проспект, 7а.
Возле собора высится «Колонна Воинской славы», созданная в память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Колонна состоит из 140 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Венчает колонну фигура Славы. В 1929 году памятник был уничтожен, но затем воссоздан с копиями пушек.
Напротив собора находится часовня Святого Александра Невского, построенная в ампирном стиле в 1894-1895 на пожертвования офицеров Измайловского полка и именитых прихожан в память о двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии.
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга
Дворцовая площадь — это исторический центр города Санкт-Петербурга, который расположен в непосредственной близости от Зимнего дворца и Эрмитажа. Площадь была основана в XVIII веке, когда власть в России перенеслась из Москвы в Петербург, и стала главным местом церемоний и торжеств в России.
Площадь имеет форму прямоугольника и имеет площадь около 60 000 квадратных метров. На площади расположены несколько знаковых архитектурных сооружений, таких как Зимний дворец, Главный штаб, Генеральный штаб, а также колонна Александра I.
Зимний дворец является главным зданием на Дворцовой площади и был построен в середине XVIII века по приказу императрицы Елизаветы Петровны. В настоящее время здесь находится Эрмитаж — один из самых знаменитых музеев мира. Зимний дворец также является местом проведения официальных приемов, концертов, выставок и других культурных мероприятий.
Главный штаб был построен в начале XIX века и служил центром управления российской армией в течение многих лет. Сегодня это здание является музеем, в котором выставлены экспонаты, связанные с военной историей России.
Генеральный штаб был построен в середине XIX века и служил штабом российской армии до начала XX века. В настоящее время здесь находится главный штаб МЧС России.
Колонна Александра I была построена в начале XIX века в честь победы России в войне с Наполеоном. Колонна имеет высоту более 47 метров и украшена бронзовой статуей императора Александра I на вершине.
Дворцовая площадь является одной из самых красивых и популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга, а также является местом проведения многих культурных и исторических событий. Здесь проходят парады, фестивали, концерты и другие мероприятия. На Дворцовой площади также можно найти множество кафе и ресторанов, где можно отведать блюда российской и мировой кухни.
Вечером Дворцовая площадь превращается в одно из самых красивых мест города, когда здания освещаются фонарями и подсветкой, а фонтаны и колонна Александра I кажется еще более величественной. На площади также можно наблюдать закат солнца над рекой Невой, что создает незабываемый вид.
В целом, Дворцовая площадь является не только одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, но и символом истории и культуры России. Здесь можно провести целый день, наслаждаясь архитектурой, историей и красотой этого знакового места.
Тайна имени
Тот собор, который мы можем видеть сегодня, был освящен в 1858 году во имя святого Исаакия Долматского. Этот византийский монах жил в IV веке до нашей эры и обладал даром пророчества, но упоминания о нем в церковной литературе довольно скудные.
Возникает вопрос: почему кафедральный собор столицы был назван в честь не слишком известного и популярного среди русских православных святого? Ответ на этот вопрос прост, но он рождает еще одну загадку, правда, непосредственно с храмом не связанную.
Первая, еще деревянная церковь была построена по приказу Петра I и названа в честь его святого покровителя. Дело в том, что первый русский император родился 30 мая, когда в святках отмечается день Исаакия Долматского. Правда, сына царя Алексея Михайловича назвали почему-то не в соответствии со святками, а Петром. Конечно, царские дети особенные, но и имя «Петр» до этого не было распространенным среди отпрысков царской фамилии.
Символы и знаки Исаакиевского собора
Внешний вид и внутренняя отделка главного собора Санкт-Петербурга совсем не соответствует традициям православных храмов. Во внешнем убранстве все напоминает об архитектуре и скульптуре античности, причем сходство с античными храмами настолько велико, что многие считают это подтверждением теории о тысячелетней истории собора и его принадлежности к древней гиперборейской цивилизации.
Если говорить о внутреннем убранстве, то собор удивительно красив и уникален, он напоминает одновременно малахитовую шкатулку и позолоченный дворец
Пожалуй, первое, что привлекает внимание, это обилие масонских знаков, той же «лучезарной дельты», и католических, а то и вовсе мальтийских крестов. Однако, это как раз и не удивительно, если вспомнить, что масоны в XIX веке все еще были в моде, им благоволили и Александр I, и Николай I
Версия о древней цивилизации, следы которой сохранились в великолепных сооружениях Санкт-Петербурга, несомненно, привлекает своей необычностью. Но, может быть, разгадка тайн строительства Исаакиевского собора кроется не в забытых технологиях, а в труде и таланте тысяч простых людей, имена которых не сохранились в истории.
Как перестраивался Исаакий
В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.
Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.
Рисунки молодого зодчего понравились царю, и талантливый иностранец получил должность «императорского архитектора». Ему поручили реконструировать Исаакий, но поставили условие полностью сохранить алтарную часть храма.
Вид на купол Исаакиевского собора
В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.
К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.
Чтобы справиться с болотистым грунтом, в основание постройки было вбито 10 762 сваи. Строительство фундамента продлилось 5 лет, а установка гранитных колонн — 2 года. На позолоту купола диаметром почти 26 м использовали более 100 кг золота. В три раза больше драгоценного металла ушло для позолоты деталей интерьера.
Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора
В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.
Творение, достойное титанов
Не меньше вопросов вызывают и технологии, использовавшиеся при строительстве собора. Колоссальное здание высотой более 100 метров покоится на мощном фундаменте, под который было забито почти 11 тысяч свай. Храм окружают 48 колонн, выточенных из цельных гранитных монолитов, по 114 тонн каждая. На верхнем ярусе еще 24 колоны весом «поменьше» — 64 тонны.
И дело не только в том, что процесс подъема и установки даже одной такой колонны – дело чрезвычайно сложное даже в современных условиях. Поражает качество отделки и полировки. Оно настолько идеальное, что возникает вопрос: на каком токарном станке это делали? Вручную? Сейчас в такое верится с трудом. Ни в документах, ни в записках современников, в том числе самого архитектора, ничего не говорится об изготовлении внешних колонн. В отличие, например, от малахитовых колонн внутреннего убранства.
Кстати, интересно, что Монферран почему-то устанавливал колонны раньше, чем приступил к работе над основным зданием. Это подтверждает предположение, что собор не строился, а реставрировался, а колонны привезли из другого места.
Дело всей жизни Огюста Монферрана
В начале 19-го века было решено построить новый собор — на этот раз такой, который простоял бы века. Конкурс выиграл проект зодчего Огюста Монферрана. Строительство началось в 1818 году и затянулось на 40 лет. По легенде, Монферрану предсказали, что его жизнь закончится, как только он достроит храм.
Совпадение или нет: спустя месяц после освящения Исаакия архитектор умер. Но строительство замедляли не только суеверия французского зодчего. Как оказалось, в Петербурге непросто найти место, подходящее для возведения такого тяжёлого здания. Фундамент укладывали почти на болоте — пришлось забить в землю 11 тысяч свай и укрепить их гранитными блоками.
Соборная мечеть
Соборная мечеть — главная исламская мечеть Санкт-Петербурга, которая является одной из доминант города, а также крупнейшей мечетью в северной Европе и выдающимся памятником архитектуры Петербурга.
Торжественная закладка мечети была приурочена к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол, а торжественное открытие состоялось 22 февраля 1913 года, хотя внутренняя отделка интерьера продолжались до 1920 года.
Сегодня Соборная мечеть представляет собой красивейшее грандиозное здание и шедевр восточного зодчества в Петербурге. Она сочетает в себе стиль северного модерна и традиции культовой архитектуры Азии. Украшениями мечети служат цветные изразцы с преобладанием синего и голубого цветов, а также орнаменты растительных и геометрических узоров, которые напоминают кружево.
Мечеть является действующей, её также можно посетить с туристической целью; по мечети проводят экскурсии.
Адрес мечети: Кронверкский проспект, 7, Петроградский остров. Подробнее о Соборной мечети…
Первые церкви Петербурга
Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге ещё при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпадал с днём чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712-м в ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.
Первая Исаакиевская церковь. (Pinterest)
В 1717 году заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.
Но церковь ждала незавидная судьба. В неё дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.
Фасад храма
Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.
На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.
Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.
Северный фасад
Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.
Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.
Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.
Западный фасад
На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.
Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Южный фасад
На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.
Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.
Восточный фасад
Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.
На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.
Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.
Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи
Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.
По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.
С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.
Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.
Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе
Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).
«Торжество науки над религией»
После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.
Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.
С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.
В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.
Практическая информация
Кронштадт, Петергоф и Пушкин (Царское село) хотя и являются городами, но также являются населёнными пунктами города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородскими муниципальными образованиями, поэтому их объекты и достопримечательности относят непосредственно к Санкт-Петербургу.
Перед посещением храмов, соборов и церквей рекомендуем уточнять часы работы и условия посещений.
Перед посещением святынь-музеев и смотровых площадок в соборах, также рекомендуем уточнять стоимость входных билетов.
Добираться до святынь Петербурга и пригородов можно на такси, автомобиле или общественном транспорте.