Российское чудо света на северном урале

Поход

Восхождение на горную вершину Помяненный камень — это яркое и незабываемое приключение. Подниматься на нее можно в течении круглого года. Категории сложности нет, дорога не требуется особенной подготовки участников и специального снаряжения. Нужна лишь непромокаемая обувь, удобная одежда и хорошая физическая подготовка.

В походе необходимо придерживаться некоторых правил: строго следовать указаниям руководителя группы; соблюдать меры собственной безопасности во время восхождения; поддерживать в команде высокую дисциплину и чувство взаимопомощи; не допускать разделения группы, любая отлучка возможна только с разрешения экскурсовода.

Ночлег в пути не предусмотрен, поэтому много вещей нести не требуется. Но обязательно с собой нужно иметь термос с чаем, небольшой рюкзак с продуктами для перекуса, фонарь, КЛМН (кружку, ложку, миску, нож), можно взять воду. А также в летнее время следует позаботиться о средствах защиты от комаров и клещей.

Вершина горы Помяненный камень (Колчимский камень) на панораме Google-карт

Бог Отец – неканоничные изображения

На Седьмом Вселенском Соборе говорилось, что изображать можно только Сына – как ипостась Святой Троицы, поскольку Он зримо воплотился, став Человеком. Большой Московский Собор (1666-1667) вообще категорично постановил, что Бога Отца изображать не следует. Однако это совсем не мешало появлению изображений Бога Отца и в церковных росписях, и в деревянной скульптуре.

Саваоф

– Чаще всего изображения Бога Отца были частью композиции, например в Распятиях, могли помещаться над Царскими Вратами на иконостасе, – говорит Ксения Зубакина. – Но есть в нашей коллекции изображения Саваофа, предстающие как отдельный сюжет. Например, грандиозная скульптура из города Лысьвы XVIII века.

Обычно Саваоф изображался по пояс, как бы парящим в облаках, в лучах сияния – и облака, и лучи создавались из дерева, с благословляющим жестом и с царскими атрибутами. Так, Саваоф из нашей коллекции держит в руках державу и скипетр. Нимб у Саваофа обычно треугольный, как символ Святой Троицы. Кроме того, Бог Отец чаще всего изображается в виде седовласого старца, но как раз на лысьвенской скульптуре Саваоф представлен как молодой мужчина с вьющимися волосами, со странной бородой, которая идет по самому краю подбородка. Явно у мастера был какой-то иконографический источник, о котором мы до сих пор не знаем.

Д. Домнин. Саваоф

Это второй случай, когда мы знаем имя резчика – Дмитрий Домнин. Домнин был крепостным, который переехал в Лысьву для строительства завода, и параллельно он, видимо, создавал деревянные скульптуры для храма в Лысьве, который строился как раз в 1799 году.

Понятно, что не мог крепостной из деревни Верхние Муллы приехать в город и взять и просто из головы придумать подобный образ. Тем более, стилистически сама скульптура напоминает европейскую гравюру – по тому, как работает рельеф, как делаются складки по трубным лучикам и облакам. Библии Пиксатора, отдельные листы гравюр с XVII века начинают широко распространяться по разным регионам России, в том числе доходят до Прикамья и до Урала. Так что, возможно, но это опять из разряда предположений, что образцом для этого Саваофа послужил сюжет европейской гравюры.

Фото: Анатолий Долматов, Валерий Заровнянных, Гюнай Мусаева

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Святая мученица Параскева Пятница

Святая Параскева Пятница – одна из почитаемых народом святых, и ее скульптуры часто ставились в сельских или в деревенских храмах.

– Но если изображений святого Николая у нас достаточно много, – говорит Ксения Зубакина, – то святая Параскева – одна на всю коллекцию, что, в общем-то, странно: ей посвящались в нашем регионе храмы, часовни, ее именем назывались родники. Памятник, который дошел до нас, происходит из церкви старинного села Ныроб – это практически самый север Пермского края. Там сохранилась церковь святого Николая, до сих пор действующая, с древней каменной резьбой, даже с фрагментами сохранившихся росписей внутри. И именно в пространстве этой церкви существовала резная икона святой Параскевы. Это не круглая скульптура, а резное изображение на доске, киотная вещь. Параскева Пятница изображена с предстоящими Варварой и Екатериной. 

Параскева Пятница. Фрагмент

Параскева Пятница представлена в традиционной иконографии – о ее мученичестве говорят красные элементы одеяния, на ее голове – корона как венец мученичества, в одной руке – крест, в другой – развернутый свиток, на котором читается текст Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя…»

Как с «Горой мертвецов» связаны манси

Одним из древних, но малочисленных народов северных регионов России, являются манси. У них свои обычаи, традиции и легенды. В мансийском языке есть и обозначения гор, рек, озёр того региона, где обитают представители этой народности.

Так, в составе горного хребта Поясовый камень, расположенного на стыке Свердловской области и Республики Коми, есть возвышенность. В переводе с мансийского языка её название переводится, как «Мёртвая вершина», или «Гора мертвецов». Трактовка этого термина на русском языке, звучит по-разному. Лингвисты выделяют самые распространённые из них:

  • Холатчахль;
  • Холе-Чахль;
  • Холат-Сяхль;
  • Холат-Сяхыл;
  • Холатсяхыл;
  • Солатчахл.

Как бы не транслировалось мансийское слово на русском языке, перевод его стандартен.

История

Молебский треугольник находится в Пермском крае, рядом с одноимённым селом. Оно стоит на берегу реки Сылва, на границе со Свердловской областью. Поселение считается одним из самых древних на территории региона. По некоторым исследованиям люди здесь живут уже более 20 тысяч лет.

Когда-то этот район считался священным для манси. Название связано с молебным камнем, который находился в окрестностях, и где местные жители делали жертвоприношения, чтобы задобрить богов.

Село Молебка появилось со строительством группы заводов на реке Сылве по инициативе Демидовых. Сначала здесь было всего несколько домов, где жили рабочие, но постепенно оно разрасталось, а численность населения становилась всё больше.

Молебский завод занимался выплавкой чугуна. Рядом с ним находились рудники. Росли объёмы производства, и это способствовало развитию поселения. В 1806 году была построена и освещена Свято-Троицкая церковь, что позволило получить статус села.

Настоящую популярность поселение получило только в 1980-х годах. Местные рассказывают, что в озеро упал неизвестный объект, который поднял огромные волны.

Затем в 1983 пермский геолог обнаружил круглый след с диаметром более 60 метров. Жителей это не удивило – он давно знали о «странностях», которые происходили в лесу.

Слухи вышли за пределы района, и из Перми в Молебку стали приезжать специалисты по аномальным явлениям. Они проводили опросы, вели наблюдения, и в результате получилась огромная база происходящих там явлений.

Пермский треугольник был широко известен в 1980-1990-х годах, однако даже сейчас интерес к нему не спадает, и исследователи до сих пор ходят в район с экспедициями.

Уральское Чудо света – столбы плато Маньпупунёр (Столбы выветривания)

«Мансийские Болваны» входят в список семи чудес России. Шесть Cтолбов выветривания выстроены природой у края обрыва. Немного дальше находится седьмой «Мансийский Болван». Формы столбов причудливы и разнообразны. В зависимости от стороны, с которой человек приближается к Столбам выветривания, из причудливых очертаний возникают различные образы. Это могут быть фигуры людей, животных или очертания разнообразных предметов. Например, седьмой «Мансийский Болван», многим напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном, шестой столб, часто сравнивают с головой лошади или барана. Осмотр пятого столба выветривания наталкивает многих зрителей на образ огромной фигуры человека. В зимний период Столбы выветривания высятся над холмами величественными, белыми, хрустальными изваяниями. Осенью, «Мансийские Болваны» плывут в дымке над землей.

Мистический Поясовой Камень

Когда видишь эти очень внушительных размеров каменные громадины воочию, язык не поворачивается назвать их просто «геологическим памятником» или «причудливым результатом тысячелетней работы ветра, дождя и снега» – скорее, начинаешь верить в легенды. Во-первых, потому что трудно представить, откуда у природы столько мастерства, во-вторых, раз это чудо – значит, и история его должна быть чудесной и даже загадочной.

Плато расположено так, что когда в июне на южной стороне все цветет, на северной — еще лежит снег, который начинает таять только в начале августа. Все, кто видел Столбы выветривания, отмечают, что находясь в непосредственной близости от них, начинаешь испытывать необъяснимое чувство страха. Местные жители утверждают, что там были древние капища и прикормленное для духов место. По словам тех, кто побывал на плато, здесь не хочется разговаривать, есть, пить, и в голове светло, ни одной лишней мысли. Единственное желание просто созерцать окружающее и ощущать себя в нем.

Находясь на плато слышно, как эти великаны гудят, будто переговариваясь между собой. Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Шестой столб, часто сравнивают с головой лошади или барана. Осмотр пятого столба выветривания наталкивает многих зрителей на образ огромной фигуры человека. Столбы находятся друг от друга на приличном расстоянии, а вокруг места размещения столбов выветривания расположились каменные гряды и валуны, образуя нерукотворную стену, огораживающую плато с кекурами.

Очень впечатляет местность в зимний период, когда останцы совершенно белые, словно хрустальные. По осени на плато бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку — есть что-то божественное в этом зрелище.

Как добраться

Пожалуй, отличительная особенность этого чуда, то, что до него очень трудно добраться, и далеко не каждому хватит силы воли, терпения или средств – это в зависимости от того, какой путь выбрать. А их существует два:

  • Первый способ — пешком, для этого необходимо преодолеть приличное расстояние со стороны Свердловской области или Пермского края.
  • Второй способ – для ленивых и состоятельных: вертолетом из Ухты с дозаправкой в Троицко-Печорске. Вертолетное путешествие займет немногим более четырех часов. Пешая же прогулка займет 10-11 дней.

Сначала на поезде или машине из Сыктывкара (столица Коми) до Троицко-Печорска, затем — на автомобиле до поселка Якша, потом – 200 километров на моторной лодке и в заключение нужно пройти пешком около 40 километров.

Если путешествие начинать со стороны Свердловской области, то сначала поездом или на машине нужно добраться до г. Ивдель. От Ивделя — только на внедорожнике на север, через Вижай, Ушму к перевалу Дятлова, от перевала Дятлова до границы Печеро-Илычского заповедника. Спустившись с хребта Поясовый Камень и остановившись у границы заповедника в верховье реки Печоры автомобили придется оставить и пройти примерно 8 километров пешком.

На территории Печоро-Илычского заповедника Вас обязательно встретит сотрудник заповедника и предложит разместиться для отдыха в специально-оборудованном домике. Дом построен из дерева, его размер 5х8 метров. Отапливается дом с помощью экономичной печи. Зимой до этого домика можно добраться на снегоходе, летом — на вездеходном автомобильном транспорте.

Топор войны

Как правило, сигналом к восстанию чуди служили избиения данников, что влекло за собой нашествие новгородского войска и ожесточенные сражения. Восстания коренного населения периодически возникали с XI до XV века. Последний известный бунт заволоцкой югры произошел в 1445 году.

Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своем труде «Чудь заволоцкая» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии:

«Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала».

В мае 1079 года жертвой заволоцких финно-угров стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север за данью. Чудины убивали не только данников, но и христиан-проповедников, среди которых были Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский, Леонтий Ростовский и другие святые мученики.

Андриян Ондрусовский

Тот факт, что чудь заволоцкая также не отличалась ангельским нравом, подтверждают предания Каргопольского уезда, записанные в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым: «Древнейшие люди сего края — поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли».

В то же время археологические исследования свидетельствуют, что в северных русских поселениях напрочь отсутствовали какие-либо укрепления. На бывших русских погостах не было никакого подобия фортификаций, похожих на те, что строили европейцы в своих колониях… Да и в могильниках найдено крайне мало оружия. Все это позволяет говорить, что колонизация Русского Севера в целом носила мирный характер. По крайней мере, в сравнении с европейским опытом освоения новых территорий (можно сравнить, например, с колонизацией Латинской Америки или Африки). К тому же, учитывая крайне низкую плотность северных территорий, славянам было невыгодно истреблять аборигенов, которые приносили им дань

Еще одной важной причиной относительно мирного освоения Заволочья считается тот факт, что колонисты и местные жители на первых порах занимали разные хозяйственные ниши. Наши предки практиковали преимущественно земледелие и скотоводство, а северяне — охоту, рыбную ловлю и бортничество

4

Образ святителя Николая

Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский».

По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

Св. Николай Можайский

– В XVI веке и позднее подобная иконография распространялась в разных регионах в России, в том числе в Пермском крае, – рассказывает Ксения Зубакина. – Если говорить о нашей коллекции, то самые ранние памятники – это как раз образы Николая Можайского, которые датируются рубежом XVII – начала XVIII века. Это могли быть большемерные скульптуры в человеческий рост, камерные скульптуры высотой 40-50 сантиметров. Но особенность и тех, и других – все они были рассчитаны на фронтальный обзор и помещались в киоты. Даже для большемерных изображений создавались киоты со створками, створки большую часть времени были закрыты и открывались лишь на время богослужения. Большинство киотов не сохранилось.

Св. Николай. Фрагмент

Ранние памятники созданы именно в иконописной традиции, они очень цельные, лаконичные, выполненные в нескольких плоскостях. В них нет движения, объема, который присутствует в скульптурах в XVIII-XIX веке, нет мелкой проработки ткани, драпировки, волос, тела. Подробности добавляются с помощью росписи: складки, волосы на голове, морщины на лице.

Читать также

Книга «Походы без вреда для природы» — как заботиться об экологии в путешествиях?

Портал «Наш Урал и весь мир» всегда поддерживает темы экологии и экологического просвещения! Мы — за ответственный туризм, за то, …Узнать больше

МАНЬПУПУНЕР: все же Отортен

Да, после ночлега на перевале Дятлова была еще надежда, что, может, мы и до конца дойдем. По-крайней мере, утро началось …Узнать больше

МАНЬПУПУНЕР: или как четверо шли-шли…

План был покинуть цивилизацию на 2 недели и дойти до плато Мань-Пупу-Нер, входящее в 7 чудес России. Стартовать из Ивделя, …Узнать больше

Обустройство турмаршрута «Единый Урал»

Пермский туроператор «Северный Урал» совместно с благотворительным фондом Пермского государственного университета «Унифонд» и географическим факультетом ПГНИУ выиграли грант Президента Российской …Узнать больше

Отчет о путешествии к мансийским великанам, седьмому Чуду России

Павел и Яна с рюкзаками стояли у входа в подземный переход третьей платформы Екатеринбургского вокзала. Я проскочил мимо. — Пока! …Узнать больше

По горам Приполярного Урала

Лето 2011 года выдалось очень насыщенным на всякого рода события. Границы Москвы расширились, российские пловчихи выйграли все возможные награды на …Узнать больше

Перевал Дятлова и плато Мань-Пупу-Нёр, пеший поход.

Поход на плато Мань-Пупу-Нёр придумывался более полугода. А ещё ранее несколько лет вынашивалось в голове в виде «неплохо бы посетить» …Узнать больше

Экспедиция на плато Маньпупунер: Перевал Дятлова – Стена

И вот отдохнув и пообщавшись на перевале Дятлова, мы отправились в следующий этап нашей экспедиции, теперь уже до её крайней …Узнать больше

Экспедиция на плато Маньпупунер через перевал Дятлова: Перевал Дятлова

И вот из Вижая мы наконец-то добрались до перевала Дятлова. Про этот перевал в последнее время много пишут и говорят, …Узнать больше

Экспедиция на плато Маньпупунер через перевал Дятлова: Вижай – перевал Дятлова

Проспав всего несколько часов в Вижае, мы собрались у ворот турбазы, в которой оставили прицеп. Здесь, сделав несколько фото всей …Узнать больше

Экспедиция на плато Маньпупунер через перевал Дятлова: Путь до Вижая

Двадцать восьмого июня для экипажей из Москвы и второго июля для уфимских экипажей начался автопоход на плато Маньпупунер через перевал …Узнать больше

Лосеферма Печоро-Илычского заповедника

Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник — заповедник на Северном Урале, один из известнейших в Российской Федерации. Заповедник создан в 1930 году …Узнать больше

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.

Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.

Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.

В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.

Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере

Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.

Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.

В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.

5

Как добраться

Село находится на левом берегу Сылвы, в Кишертском районе. От М-зоны его отделяет расстояние 5-7 километров по плохой дороге, поэтому рекомендуется ехать на внедорожнике или специальном заказном автобусе.

Хотя многие доходят даже пешком. Некоторые даже сплавляются по Сылве и останавливаются в нужном месте. От берега к разных местам в зоне ведёт множество тропинок.

До села удобнее всего доезжать на автомобиле по трассе Пермь-Екатеринбург. От столицы Свердловской области его отделяет 300 километров.

Необходимо повернуть у посёлка Суксун, затем до деревни Меча и свернуть к Молебке. Дорога хорошая и проходимая всеми видами транспорта. Если и короткий маршрут (230 километров), но он проходим, только если дорога расчищена.

Чтобы добраться от Перми, двигайтесь по трассе. Нужен поворот на Усть-Кишерть и далее до Осинцево. Расстояние составляет 170 километров.

Молебка или же Молебский треугольник – это настоящая зона отчуждения, которая находится на востоке Пермского края. Эта маленькая точка на карте притягивает туристов со всей России и из-за рубежа, так как она известно своими тайнами, мистическими встречами и необычными явлениями.

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Женщины на свадьбе изображают лошадь и всадника. Фото с сайта wikimedioc.com

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: