Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Северный модерн в Петербурге: история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп. Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег — Л. Сонка и Э. Сааринена. Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н. Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул. Стремянная), и в окончательном проекте Соборной мечети, и в некоторых других зданиях.

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

Виды

В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.

Ранний

Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.

Поздний

С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.

Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.

Деревянный

Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.

Идем к месту преступления

Прямо по Вознесенскому проспекту подходим снова к каналу Грибоедова, позади остается дом со шпилем. Идём мы к тому самому месту преступления, где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна. Жила она по адресу — канал Грибоедова 104.

Раскольников свернул сразу налево, там находился дом 104, на улице Средняя Подьяческая.

Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104

В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся тягостным мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать, на каком именно мосту происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего, это был именно Вознесенский мост.

Так выглядит Вознесенский мост сейчас. Автор фото: Чех София

Стоя прямо на мосту, можно обратить внимание, что справа находится Кокушкин мост, а слева Подьяческий. Они в романе играют серьезную роль, так как на Вознесенский мосту стоял Раскольников после преступления

Вид на Кокушкин мост с Вознесенского моста, Автор фото: Чех София

Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно увидеть с Вознесенского моста.

 «Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом

Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел, как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост. Деньги герою вдруг стали не нужны. Он шел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место, куда их спрятать.

Вид на Подьяческий мост, с Вознесенского моста, автор фото: Чех София

Интересная деталь: Дом Сони Мармеладовой находится на канале Грибоедова 73, недалеко от Вознесенского моста. В романе она говорила, находясь на Вознесенском мосту: «Сюда, сюда, ко мне! ..вот здесь я живу!.. Вот этот дом, второй отсюда…»

На этом наш маршрут по местам Раскольникова заканчивается, но Петербург Достоевского продолжается. 

Дом городских учреждений

Где находится: Садовая, 55—57, Вознесенский проспект, 40—42Годы строительства: 1904—1906Архитектор: Александр ЛишневскийДоступ: свободный в рабочие часы МФЦКоротко о проекте: большой угловой дом в смешанном стиле — модерн с элементами псевдоготики

Немного истории. Дом городских учреждений строили по заказу властей для размещения городских структур, поэтому в декоре несколько раз воспроизводится герб Санкт-Петербурга. С момента постройки здесь располагались самые разные административные учреждения — от училищ, военного ведомства и городской типографии до городского музея и мастерской по изготовлению номерных знаков.

Здание увенчано башенками и напоминает европейскую городскую ратушу. Фасад украшен готическими скульптурами, среди которых много чудовищ: кричащих химер, гаргулий, летучих мышей, чертей и сов. Этот декор часто называют вампирским.

Архитектор Александр Лишневский любил такой стиль. Он украсил чудищами и многие другие здания Петербурга. Например, на доходном доме Лишневского можно было увидеть лик Мефистофеля, но в 2015 году его сбили ломом. На доходном доме Корелина изображены длиннобородые старцы с высунутыми языками и черти, которых седлают младенцы.

Сегодня в Доме городских учреждений расположены государственный многофункциональный центр, налоговая и другие административные службы Адмиралтейского района. Благодаря тому, что здание всегда принадлежало городским властям, удалось сохранить внутренний декор: лепнину, оконную фурнитуру, а местами даже оригинальные стекла. Они красиво деформировались: со временем стекло становится неоднородным, как бы стекает вниз. Удивительно, что после 100 лет жизни здания остались такие хрупкие вещи.

Герб Санкт-Петербурга и сова высотой около двух метров на одном из фасадов здания Во дворе-колодце Дома городских учреждений тоже живут чудища У башни во дворе — основание интересной формы, как будто чашечка цветка

Представляю, как кто-то ходит оформлять документы в здешний МФЦ, — пожалуй, делать это в Доме городских учреждений немного приятнее. Здорово чувствовать связь поколений: сколько людей мучились здесь с документами до тебя. К тому же декор из летучих обезьян и орущих гаргулий вполне соотносится с эмоциями, которые испытываешь во время прохождения бюрократических квестов.

Интересный факт. Проект архитектора Лишневского, по которому построен дом, занял в конкурсе только второе место. Однако в то время в Петербурге действовало ограничение по высоте застройки в 11 саженей — это около 2350 метров, потому что ни одно здание не могло быть выше Зимнего дворца. Дом победителя конкурса был спроектирован слишком высоким. Уменьшение высоты привело бы к искажению пропорций всех помещений, так что от него отказались.

Особенности стиля модерн в архитектуре


Типичный представитель петербургского модернаИсточник www.liveinternet.ru

Расцвет архитектурного стиля модерн не смог собрать воедино всё многообразие художественных ответвлений. Это стало причиной, того, что под этим названием подразумевается исторический промежуток времени, включивший в себя различные жанры и течения, объединённые едиными концептуальными направлениями.

Основополагающими, как и в случае с интерьером, считаются:

  • Максимально приглушенные пастельные тона.
  • Плавность и изящество линий.
  • Многочисленные попытки имитации природы, изображения растений, животных, птиц.
  • Гнутые элементы декора.
  • Арочные окна и двери с мозаичным узором.

Петербургский стиль модерн называют Северным. Это интернациональное направление, развивавшееся в городе в начале XX в. Особое влияние на его становление оказала шведская и финская архитектура.

Московский стиль модерн отличается благодаря иному географическому расположению города. Холмистый ландшафт, на котором построен город, благотворно сказывается на визуальном восприятии несимметричных зданий и сооружений. Нюанс позволил раскрыться таланту архитекторов на всю мощь и продемонстрировать миру новые возможности.

Ключевые отличительные особенности двух модернов русских городов:

  • Питер построен на равнине, в дельте реки. Из-за этого город насыщен плотно расположенными зданиями одинаковой высоты и имеющими сходство с массивностью эклектики.
  • Москва – совершенная противоположность.

ЦФТ

/ photo moyway.ru

Адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., 1

Дом по адресу Новосмоленская наб., 1 построен в позднесоветский период (1983-86 гг.) и больше известен как ЦФТ (Центр фирменной торговли). Сразу после постройки стоимость жилья здесь была самой высокой в городе. В районе обосновалась военная, научная и техническая интеллигенция. Первый этаж занимали магазины известных ленинградских фирм «Большевичка», Ломоносовский фарфоровый завод, «Рот-Фронт», «Скороход», «Первомайская заря».

Расположение у Финского залива в устье реки Смоленки определило архитектурное решение здания — «морские ворота» города. В первую очередь впечатляет его протяженность — 760 метров. Также дом прославился за счет наличия двухуровневой жилплощади, где верхний и нижний уровень связаны деревянной лестницей. Из части квартир открывается красивый вид на залив. Для защиты от наводнений дом поднят на высокий цоколь. Сооружение хорошо узнаваемо за счет огромных порталов-арок, вертикальных уступов, ступенчатых башен.

Доходный дом М.Я. и Ф.Я. Колобовых

Был возведен в 1910 году и принадлежал братьям Колобовым – крупным лесопромышленникам Петербурга. Примечательно, что здание не похоже на другие в северной столицы той эпохи. Для дома Колобовых был выбран стиль барокко, а не привычный для XX века модерн.

Расположенный на углу Пушкарского переулка и ул. Ленина, он занимает целый квартал. Фасад украшен башней-ротондой и массивными белыми атлантами. Некоторые говорят, что стиль здания выбран неслучайно, так как недалеко стояла Матфиевская церковь в таком же стиле – барокко. Вместе эти два сооружения создавали гармоничный архитектурный ансамбль.

Планировка дома Колобовых нестандартная: его корпуса образуют грани большого треугольника: с одной стороны фасад ровный, с другой – корпус здания образует ступенчатый бульвар или, так называемую, улицу-пилу. Подобная концепция впервые применялась при строительстве дома Колобовых. Ее предложил архитектор Эжен Энар в XIX-XX вв., чтобы уступами ступенчатой улицы украсить газонами и деревьями.

При въезде во внутренний двор с ул. Ленина можно увидеть два архитектурных фонаря, которые стоят на плечах атлантов. Полукруглые балконы здания украшают кариатиды – статуи, на которые сооружение словно опирается.

В 1912 году здание стало лауреатом в конкурсе фасадов Петербурга. Однако после революции 1917 года дом национализировали, обустроив в нем коммунальные квартиры. Сегодня, благодаря расположению, нестандартной планировке, искусному фасаду и интерьеру, дом Колобовых носит статус элитного.

Рядом:

  • Матвеевский сад (430 м);
  • Сад Андрея Петрова (760 м);
  • Большая Пушкарская улица (540 м);
  • Александровский парк (910 м).

Доходный дом Н.Я. и Ф.Я. КолобовыхДостопримечательность в Санкт‑Петербурге

Мальтийская Капелла и литература

Между прочим, очень рекомендуем прочитать эту книгу – это некий русский «ответ» на Дэна Брауна и все его книги, особенно на «Код Да Винчи» и «Ангелы и Демоны». И должны признать, что не плохой ответ — получилось очень качественный образец литературы этого жанра. Читается очень легко и быстро, сюжет завлекает сразу и очень быстро в него погружаешься и забываешь обо всем. Но главное, что в ней много исторических фактов (которые, кто-то обязательно захочет оспорить — как без этого) о России и Санкт-Петербурге. Книга поможет взглянуть на город под новым углом зрения, а для людей вне Петербурга станет хорошей мотивацией его посетить и пройтись по местам действия романа.

Как выглядел стиль Арт-нуво?

Движение в стиле модерн черпало вдохновение у природы для создания инновационных современных дизайнов. Как стиль, он использовался в широком спектре искусств, и, в отличие от традиционного разделения ремесел, художники в стиле модерн часто работали в этих разных жанрах.

Линия была очень важна в дизайне арт-нуво. Будь то в живописи или в изготовлении мебели, очертания изображений и предметов занимали центральное место в эстетике модерна.

Эти очертания чаще всего принимали форму длинных плавных кривых, вдохновленных естественными формами, такими как изгибы ветвей деревьев, стеблей цветов, береговой линии и женского тела.

Эти вдохновленные природой линии иногда называют «линиями хлыста»: подобно форме, которую принимает хлыст, когда его щелкают, изгибы внезапны и остры — совершенно не похожи на нежные завитки, скажем, в стиле рококо.

Jiron de la Union, Лима, Перу, фасад в стиле Арт-нуво 1905 года.

Помимо линии, художников модерна интересовал и цвет . Опять же, здесь влияние имеют сильные цвета японского искусства: дизайнеров в стиле модерн интересовало не столько взаимодействие света и тени, сколько яркие, интенсивные цвета, создаваемые миром природы.

Доходный дом И.И. Дернова

Здание основано в 1903-1905 г. и расположено на углу двух улиц – Тверской и Таврической. Когда-то дом принадлежал богатому купцу И.И. Дернову. Примечательно, что два корпуса здания соединены между собой величественной башней в 6 этажей. Именно в мансарде башни в 1905 году поселилась супружеская пара поэтов Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал. В течение следующих нескольких лет здесь часто проходили творческие вечера, на которых собирались лучшие поэты Серебряного века. Среди них бывали: В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, М.А. Волошин и др.

В 1910 году жители дома основали в нем любительский театр. Его участниками были дети хозяев и швейцара, а также сами поэты. Здесь снимали квартиры люди разных слоев населения. В разное время тут были художественные и танцевальные школы, детский сад и др.

Внешне дом Дернова выполнен в стиле эклектики. На фасадах можно увидеть богатый декор с эркерами, коваными балконными решетками и горельефами. Окна разных этажей имеют различную форму: на 1, 4 и 5 – прямоугольные, на 2 и 3 – арочные, а эркеры выполнены с квадратными проемами.

В планировку здания архитектор отлично вписал стиль модерна. Интерьер отделан витражами, парадная выполнена с мраморными лестницами и резными перилами. Комнаты квартир изящно украшены лепниной, панно и росписью. Во многих стоят камины из мрамора.

Сегодня в здании размещены административные помещения и детский сад. Если заранее договориться с работниками детсада, есть шанс посмотреть дом изнутри.

Рядом:

  • Таврический сад (470 м);
  • Музей Суворова (460 м);
  • Воскресенская набережная (900 м).

Доходный дом И.И. ДерноваДостопримечательность в Санкт‑Петербурге

Как стиль арт-нуво повлиял на архитектуру?

Архитектура в стиле модерн зародилась в Бельгии в 1894 году с возведением отеля Tassel в Брюсселе, спроектированным выдающимся архитектором в стиле модерн Виктором Орта. Орта создавал каждую деталь здания, вплоть до дверных ручек, и использовал изогнутые формы растений во всем здании.

Изогнутые линии, известные как гиперболы и параболы, были преобладающими чертами архитектуры в стиле модерн. Гиперболы и параболы — это архитектурные термины для изогнутых или куполообразных элементов конструкции. Учитывая увлечение арт-нуво изогнутыми формами, неудивительно, что они были включены в дизайн зданий.

Однако, в отличие от зданий периодов барокко или рококо, изогнутые формы были не просто декоративными украшениями, а неотъемлемой частью несущей конструкции здания.

В Великобритании, например, самым известным зданием периода модерна является Школа искусств Глазго, спроектированная одним из корифеев движения, архитектором, художником и мебельщиком Чарльзом Ренни Макинтошем. 

Фасад Школы искусств в стиле арт-нуво Глазго Чарльза Ренни Макинтоша.  через Викисклад

Еще одним важным аспектом архитектуры в стиле модерн было использование керамических украшений на фасадах зданий. Их можно было увидеть, например, на вилле Мажорель в Нанси, спроектированной французским архитектором Анри Соважем для важного эбениста в стиле модерн, Луи Мажореля

Фасад здания в стиле арт-нуво по адресу Louis Bertrand Avenue 43, Schaerbeek, Брюссель.

Хотя здания в Брюсселе, Глазго и Нанси оказали влияние на развитие стиля модерн, именно в Париже влияние архитектуры модерн можно наблюдать чаще всего.

Мы уже видели парадный вход на Всемирную выставку в Париже, спроектированный архитектором Рене Бине, но именно в 7-м округе Парижа находится самая высокая концентрация зданий в стиле модерн. Они были спроектированы архитектором Жюлем Лавриоттом и изготовлены в сотрудничестве с известными производителями керамики, такими как Александр Биго.

Однако, пожалуй, самыми знаковыми произведениями парижской архитектуры в стиле модерн являются входы в парижское метро, ​​спроектированные архитектором Гектором Гимаром.

Слайд 9Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в

аренду, а также тип архитектурного сооружения. Квартиры в доходном доме сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей и однородны по планировке. В конце XIX — начале XX века доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома. Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу

Фасадная отделка природными и искусственными материалами.Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.Эркеры, устроенные на разных уровнях: полуовальные, прямоугольные

Аксессуары в стиле модерн

Окончательный штрих и индивидуальность вашему интерьеру придадут аксессуары в стиле модерн. И в первую очередь здесь хочется отметить знаменитые изделия из стекла американского художника и дизайнера Луиса Тиффани. Он изобрел ручной метод изготовления стеклянных предметов, накладывая один за другим до 15 слоев жидкого разноцветного стекла с примесями металлов. Знаменитые настольные светильники Л. Тиффани были выполнены в текучих формах, уподобленных природным. В росписи художник использовал флореальные мотивы и s-образные линии.

В элементах мебели, каминных решетках, решетках на окнах очень уместно будет смотреться художественная ковка.  Они придаст интерьеру в стиле модерн индивидуальность и неповторимую красоту.

Стеклянные и фарфоровые вазы, а так же картины в стиле модерн, так же замечательно украсят ваш интерьер.

 Елена Лебедева, графический дизайнер и преподаватель компьютерной графики

А что Хабенский? Действительно поддержал Украину?

Да, но в 2014 году. Популярное в сетях высказывание российского кумира о том, что он уходит из соцсетей, чтобы не слышать оскорблений от противников украинского суверенитета, и отправляет ура-патриотов «дружить с Безруковым и Кандалаки» действительно принадлежит Хабенскому. Но датировано 2014 годом.

С тех пор актер действительно не вернулся в социальные сети. Людей, создающих его фан-странички, он просит указывать, что это не его личные аккаунты.

Редкие заявления, сделанные от своего имени, Хабенский размещает на страницах руководимого им МХТ им. Чехова. Вот что он сказал о вторжении в Украину.

Морской двор

На всю стену дома выполнены красивые дельфины из металла. А посередине детская площадка, в виде медузы. Действительно необычное место.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 13 007 times, 21 visits today)

Заключение

Если бы пришлось составлять полный список художников-модернистов, тех, кто так или иначе связан с развитием стиля, то рамок данной статьи было бы явно недостаточно. Ибо он столь велик, что хватит на целую книгу.

Трудно переоценить поистине глобальный переворот в искусстве, который произвели художники-модернисты и их картины. Они заставили общество посмотреть на мир по-новому. Увидеть в нем другие краски, формы и содержание.

В начале 20-го века все ценности культурного наследия прошлых лет были пересмотрены, некоторые оставлены позади в прошедшем столетии. Мир захлестнули перемены. Этому способствовали и изящный венский модерн, и утонченный французский ар-нуво, и постмодернистские идеи в творческом самовыражении.

Благодаря творцам мир изобразительного искусства навсегда изменился, стал более открытым, свободным, новым. Теперь поклонники живописи столетиями могут наблюдать за художественным развитием прошлого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: