Куда наносят скифские татуировки
Накалывать такие тату можно на различные места на теле. Их эскизы довольно непростые. Скифы же придерживались определенных правил при нанесении рисунков. К примеру, символ племени помещали на плечо. Подобные тату не имели практически никаких различий среди определенного племени. Подобное изображение указывало на то, к какому обществу принадлежит человек. Существовало немало татуировок, которые приспосабливали на пальцы рук. Скифы очень любили наносить изображения на большой палец, поскольку в этой части тела, как гласили легенды, заключена человеческая душа. Были тату, указывающие на характер человека, а также тату защитного характера.
Сарматы на Кубани
Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.
Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами…».
В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии — греческих колоний.
У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем».
Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного — они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем».
В IV в. до н. э. — I в. н. э. прикубанские степи населяло одно из сарматских племён — сираки. Они переселились сюда из Поволжья. Занимаясь кочевым скотоводством и земледелием, они были хорошими воинами и подчинили своей власти местные меотские племена.
В источниках того времени упоминаются «цари» сираков. Однако их власть не была наследственной. Сираки выбирали своих «царей» (военных вождей).
Через владения сираков проходил Великий шёлковый путь, что способствовало развитию торговли. Торговали с Боспорским царством, малоазийскими государствами, Римом и с соседними племенами Северного Кавказа. Много сиракских археологических памятников обнаружено на правом берегу реки Кубани у станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской и др. Изучением археологических памятников, относящихся к племени сираков, активно занимается кубанский археолог И. И. Марченко.
Античные историки и географы о народах Прикубанья
Кавказ и народы, населяющие земли Предкавказья и Прикубанья, издавна привлекали внимание древнегреческих и римских авторов — историков и географов, поэтов и философов. Их сочинения являются основой знаний по древней истории Кубани
Однако к свидетельствам древних авторов надо относиться критически. Они изобилуют пересказами мифов; расположение географических пунктов и племён в античных сочинениях порой носит спорный характер. К тому же одни авторы писали на основе собственных наблюдений, а другие — с чьих-то слов. Иногда авторы соединяли в своих произведениях разновременные источники. К наиболее известным античным авторам, писавшим о Предкавказье и Прикубанье, относятся Геродот, Гиппократ, Аристотель, Страбон и другие.
Некоторые этапы истории скифов
Приход в Причерноморье
По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».
Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.
Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.
Скифы в Передней Азии
На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.
До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.
Искусство древних скифов
Согласно утверждениям ученых, скифы посвящали свое время самым разным видам искусств. Об этом свидетельствуют раскопки. Это и татуировки, которые в те времена обозначали защиту от злых духов
Особое внимание уделялось звериным образам. Зверей рисовали боком, однако их голова всегда была устремлена на того человека, кто смотрел в их сторону
Данное направление носит название «скифо-сибирский стиль».
Интересный факт. Сенсационными стали раскопки ученых на территории Алтая. Благодаря им стало точно известно, что скифы населяли и эту местность. Специальное оборудование позволило найти татуировки на мумиях, которые при жизни были представителями скифских племен. Нательные рисунки были на различных местах. Их наносили сажей. Полагают, что применялся материал, который брали с наружной стороны котлов, в котором племена готовили пищу. Изображение въедалось в человеческую кожу, становилось более темным.
Искусство скифов
Главная ❱
История нашего края
❱
Скифы на Кубани
❱
Искусство скифов
Самыми яркими образцами искусства скифов, меотов, сарматов были предметы, выполненные в так называемом скифском зверином стиле. Изображения животных подчинялись форме той или иной вещи (сосуда, доспеха), с нарочитым выделением отдельных деталей. Изображаться могли и части тел животных.
Скифский звериный стиль в искусстве
К высокохудожественным произведениям скифского звериного стиля относятся предметы, найденные на Кубани в Костромском, Келермесских и других курганах. Классическим образцом раннего искусства звериного стиля считается золотой олень из Костромского кургана. С подогнутыми ногами, вытянутой вперёд головой, закинутыми ветвистыми рогами, полный жизни, движения, внутренней силы, он стал прообразом для многочисленных изображений этого самого популярного мотива скифского искусства. В Келермесском кургане была найдена большая золотая бляха, когда-то украшавшая щит, в виде приготовившейся к прыжку пантеры. Миндалевидное ухо хищника разделено треугольными вставками, глаз украшен белой и серой эмалью, а зрачок — коричневой, ноздри заполнены белой пастой. На концах лап и по хвосту даны дополнительные изображения свернувшегося хищника. Эта пантера — один из самых замечательных шедевров скифского звериного стиля.
Среди других келермесских находок можно выделить прямоугольную золотую пластину — обкладку горита — и золотую чашу с изображениями животных. Популярен был в искусстве скифов и образ грифона — крылатого фантастического существа, совмещавшего в себе части тела льва и хищной птицы. На Кубани его изображали присевшим на задние лапы, с раскрытой пастью. Голову грифона часто помещали на деталях упряжи, оружии. Такие изображения были найдены в Ульском кургане в Адыгее. Популярностью у скифских мастеров пользовались и сцены борьбы животных. Позже, в V веке до нашей эры, в искусстве скифского звериного стиля появляются новые изображения зверей, вводятся геометрические и растительные узоры. Завитки рогов, лап, хвостов превращаются в орлиные головы, в контуры плеча или бедра вписываются головки орла, лося, а иногда целая фигурка животного. В IV-III веках до нашей эры изображения снова меняются, становятся плоскими, схематичными, ажурными. Искусство этого периода называют греко-скифским из-за усилившегося греческого влияния. Украшения конской упряжи, найденные в Елизаветинских курганах (вблизи Краснодара), выполнены в этом стиле. При изготовлении предметов мастера использовали самые разнообразные техники — литьё, штамповку, чеканку, резьбу и гравировку. Элементы звериного стиля служили для декоративных целей: украсить оружие, доспехи, конскую сбрую, культовую утварь, одежду, украшения — гривны, серьги, пекторали, браслеты, перстни. Все эти вещи подчёркивали престиж, социальную значимость воинов — владельцев украшенных предметов. Но изображениям животных с древнейших времен придавался и другой смысл — религиозно-магический. Звери олицетворяли природные стихии. Мифы повествовали о превращениях человека, животных и растений, отражая представления скифов о «мировом древе», соединяющем собой три мира — подземный, земной и небесный
Важное значение придавалось и магической сущности изображений, которые должны были ограждать людей от беды, придавать им качества, свойственные определённым животным: силу, ловкость, быстроту. Изображения были своего рода талисманами-оберегами
Вам может быть интересно
- Традиции скифов
Традиции скифов
- Легенды скифов
Легенды скифов
- Обряды скифов
Обряды скифов
-
Жилища скифов
Жилища скифов
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите
нам об этом
Отправить сообщение
Отправить Отменить
Мифы и звериный стиль
Есть и иное мнение о происхождении звериного стиля. Его можно назвать «мифологической теорией». Сущность взгляда этого подхода заключается в попытках увязать образы животных и птиц с мифами об устройстве космоса, которые существовали у создателей звериного стиля (Раевский, 1985).
Согласно этому взгляду мир зверей и птиц можно без труда разделить на группы. Первая группа – хищники. Хищники в глазах древних несли смерть, они поэтому отображали подземный, потусторонний мир. Копытные животные – мирные. Они имеют рога, которые растут как деревья. Раз в год они отпадают, что согласуется с представлениями древних о природном круговороте. Часто рога оленей неестественно большие, уподобляемые дереву. Копытные отражают мир живых, ныне существующий мир. Птицы, в особенности орлы, летают высоко в небесах, отражая верхний мир, мир богов. Трехступенчатая вертикальная схема устройства мира характерна для взглядов и предыдущего времени – бронзового века. Таким образом, скифский звериный стиль – система, предназначенная для описания мироустройства.
В этой схеме особое место занимает кабан. Он, с одной стороны, копытное животное и близок к ланям, оленям, лосям, баранам, козлам. С другой стороны, кабан – хищник. Он всегда опасен, может напасть на человека, ест разную пищу, не разбирая
Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он всегда опасен, может напасть на человека, есть разную пищу, не разбирая
Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он как бы «застрял» между двух миров, а потому являлся «нечистым» животным. Не потому, что любит повалятся в луже, а именно потому, что у него как говорят, двойственная природа – «травоядно-хищная» (Переводчикова, 1994, с 46-48). Такое положение кабана привело к тому, что уже в эпоху бронзы на Южном Урале на него почти не охотились, а мясо свиней не употребляли в пищу.
Именно из-за своей двойственной природы кабан является часто проводником в царство мертвых. Хотя такая роль отводилась не только ему.
Трехуровневая система должна находить соответствия в изображениях, т.е. если птицы – верхний мир, то и изображаться они должны выше копытных, а тем более хищников. Как оказалось на деле, не так все просто. Часто олени изображались на самом верху, головы львов над птицами. И такие случаи достаточно многочисленны. Мифологический взгляд дает сбой.
Религия и таинственность.
Как и многие другие
развитые античные культуры, таинственные меоты
имели разветвлённую систему
богов. Но в большинстве случаев они поклонялись силам природы, животным, были и
боги ремёсел. Своим богам они приносили жертвы. Одним из ярких примеров
меотского городища является Кобякова крепость. По легенде на нём древние люди
поклонялись страшному зверю и не волку и не собаке, кровожадному чудовищу.
Их ритуалы были
сложными и до мелочи детальными. К тому же они специально уродовали, удлиняли,
растягивая кости черепа, чтобы подчеркнуть своё преимущество и отличие от
остальных представителей человечества. Черепа обматывались материалом у юношей
и через время становились вытянутыми.
Ярким ритуальным
признаком в захоронениях, было наличием под головой покойника бронзовой или глиняной чаши.
дальнейшее чтение
- Боровка Г. Образец скифского искусства Нью-Йорк 1967
- Шаррьер Г. Скифское искусство: Ремесла ранних евразийских кочевников Alpine Fine Arts Collections Ltd, Нью-Йорк, 1979.
- Ридер Э.Д. (ред.) Скифское золото: сокровища древней Украины Abrams Inc., Нью-Йорк, 1999 г.
- Б. Пиотровский, Л. Галанина, Н. Грач Скифское искусство Файдон, Оксфорд и Аврора, Ленинград, 1987 г.
- Rice, TT The Scythians Frederick A. Praeger, Inc. Нью-Йорк 1957
- Rolle R. Die Welt der Skythen Bucher, Люцерн и Франкфурт, 1980 г.
- Стоддерт, К. (ред.) Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, 1985 г.
- Уильямс, Дайфри; Огден, Джек, греческое золото: украшения классического мира , Метрополитен-музей / Британский музей, 1994, ISBN , 9780714122021 (многие предметы из скифских гробниц)
Немного о скифах
Скифы — это народ, занимавший территорию от Дуная до Дона. Они отличались своей принадлежностью к ираноязычным племенам, предпочитали населять степи. Крупные племена делились на пахарей, царей и скифов-земледельцев. Ученые полагают, что скифы перестали существовать после нашествия готов, будучи затерянными в остальных этносах. Сегодня самым близким к наречию древних скифов языком является осетинский.
Упоминания о скифах, в частности, их традициях, можно отыскать в трудах известного философа Геродота. Одним из них является тот факт, что после первого убийства, совершенного молодым скифом, нужно было выпить кровь жертвы. Согласно другому обычаю, члены одного племени передавали своим друзьям из другого племени капли крови, которые те выпивали после добавления в собственные напитки. Также они принимали кровь от тех, кому адресовали свою. Подобные действия были направлены на сближение людей. Татуировки скифов не столь кровожадны, нежели обряды этого народа.
Магия в искусстве скифов
Не нашла поддержки идея о том, что за зверями и птицами стоят скифские божества, которым свойственно перевоплощение из одного образа в другой. Зато исследования звериного стиля привели к выводу о том, что звери и птицы были связаны с магией, являвшейся важнейшей частью общего мировоззрения индоиранцев. Нет никакого сомнения в том, что скифы были последователями магических действий тех, кто поклонялся заветам Ригведы и Авесты. Там – жертвоприношения вялениям природы, священные предметы, священный напиток. Подобное засвидетельствовано и у скифов. Геродот сообщает, например, о жертвоприношениях коней при погребении царя. Через год на поминках приносят в жертву еще 50 коней.
Магическая сила, заложенная в зверях и птицах, должна была, видимо, усилить действие оружия, конской сбруи, принадлежностей боевого снаряжения, на предметах сакрального назначения (металлические кубки, ритоны и т.д.). Так, изображение когтей хищной птицы должно было усиливать действие меча, на рукояти которого изображались когти. Оскаленная пасть хищника на сбруе коня должна была напугать врага, заставить его отступить от своих планов (Хазанов, Шкурко, 1976). У всех индоиранцев было распространено магическое представление о том, что часть заменяет целое (Кузьмина, 1976, с. 59). Оно существовало и у скифов, родственных им племен. Недаром звериный стиль и представлен на оружии, сбруе коня, портупейных принадлежностях воина.
Однако … Кажется малоправдоподобным, что бы магия имела такое значения, что вышла в развитом скифском обществе на роль искусства, обслуживающего интересы его верхушки и всего воинства. Магические действия и сегодня существуют, и существовали в древности, но существовать – это одно, а господствовать в идеологии через искусство в умах людей – это другое.
Где же родина скифского звериного стиля? Да и была ли она?
На первый взгляд поставленный в начале абзаца вопрос, кажется странным. Если что-то появилось, то оно должно иметь точку, место рождения.
Археологи и историки долго и упорно искали родину скифского звериного стиля. Сложность была в том, что этот стиль появляется сразу, вдруг, уже в сложившемся виде. А в эпоху бронзового века ничего подобного не было известно.
Были попытки объяснить происхождение звериного стиля тем, что до нас не дошло искусство резного дерева из-за плохой сохранности. Поэтому мы, мол, этого пласта искусства не знаем, но его еще предстоит найти. П.Д. Либеров был уверен в том, что корни звериного стиля имеются в основе культур эпохи бронзы. Но мы его не находим, потому что он был представлен на дереве и кости, которые не сохранились (Либеров, 1976). Заметим, что с эпохи бронзы известно немало сохранившихся костяных изделий и даже деревянных чаш. Но ни на кости, ни на чашах нет зверей. А если что-то изображалось, то это геометрические композиции.
Поиски «родины» продолжаются, но все более становится очевидной идея о том, что искать эту «точку на карте» — дело малоперспективное. Все больше исследователей скифского звериного стиля становятся на новый путь объяснения запутанной ситуации.
Если взглянуть на проблему с другой стороны: раз поиски «родины» ни к чему не привели, не пора ли признать, что это искусство появляется в результате «революционного взрыва». Резкое, внезапное появление скифского звериного стиля – результат огромных изменений в жизни всего степного населения (переход к кочевничеству), его культуры. Исследователи ищут переходные ступени эволюции, а их как не было, так и нет.
Наверное, уже не выяснить, что больше, чего меньше. Но новое искусство, сплавив все в единое и новое, быстро завоевало огромные пространства, стало частью мировоззрения многих и надолго …
Что означают скифские татуировки
У подобных тату было немало значений. Некоторые из них имеют место и по сей день:
• демонстрация статуса владельца. По татуировке члены прочих племен судили, каким статусом обладает ее носитель; • принадлежность к племени. Тату с изображением символа народа могла находиться лишь на конкретных местах; • выделение черт характера. Тату говорит многое о своем обладателе; • защита. Скифские татуировки уберегали людей от недобрых духов. Сегодня они дарят защиту от бед и сглаза
В далекие времена считалось, что нательные рисунки делают скифов намного сильнее, что было так важно в противостоянии с врагом
Погребальные обряды
Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых зависела от социального положения погребенного. Социальное расслоение скифского общества, очевидно, было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Примерами «царских» курганов могут служить монументальные погребальные комплексы типа Аржан в Туве, Салбыкские курганы в Хакасии, Пазырык на Алтае, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V века до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального и военного лидерства.
Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, иногда в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий.
Погребенного, как правило, укладывали на спину, в вытянутом положении, реже, с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще погребенные обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и в других направлениях.
В ряде курганов вместо останков обнаруживается пепел, что указывает на традиции трупоположения, что характерно практически для всех культур эпохи раннего железного века. Значительно реже, чем трупоположение, встречается кремация на месте: сожжение деревянной гробницы вместе с покойным, что характерно главным образом для северо-причерноморской лесостепной зоны Там же известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы. В ряде захоронений в Саяно-Алтае и Тариме тела были мумифицированы.
Человеческое погребение могло сопровождаться захоронением одного или нескольких взнузданных коней — в той же могиле или отдельно. В некоторых случаях обнаружены остатки колесниц. Кроме того, погребения знати часто содержали захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.
Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, погребальную пищу, в основном, это кости мелкого рогатого скота.
Инвентарь погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственно скифских типов, нередко включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати.
Что отличает скифские татуировки
У таких татуировок есть свои особенности:
• наличие большого числа элементов. У каждого изображения множество деталей; • распределение множества элементов в пределах определенного пространства. Даже небольшая тату может содержать много деталей; • изображение больших элементов с маленькими элементами внутри. К примеру, одно животное может находиться в другом.
Интересный факт. Существовали мужские и женские скифские татуировки. Женские варианты были весьма элегантны. Им были свойственны округлые элементы, разнообразные завитки и плавные линии. Мужские тату отличались четкими, прямыми линиями.
Скифские татуировки представлены в своем большинстве растительными элементами и геометрическими фигурами. Животных на татуировках, как правило, украшают различными орнаментами. Изображение может содержать многочисленные трезубцы, волны и даже свастику. Несмотря на то, что татуировка отличается многообразием, она может иметь весьма лаконичный вид.
Основные образы и сюжеты пермского звериного стиля
Ключевые персонажи, которые есть практически на каждой фигурке одновременно или по отдельности — люди, птицы, лоси, ящеры. Характерной особенностью пермского звериного стиля является то, что эти образы смешаны и сплавлены в единые антропозооморфные формы. Наиболее распространены такие комбинации:
- Птица с распростертыми крыльями и человеческим ликом на груди;
- Человек с головой лося;
- Человек с головой лося и крыльями птицы;
- Человек / человек-лось верхом на ящере;
- Птицеподобный человек-лось (с птичьим клювом и лосиной головой);
- Медведи, в том числе часто в жертвенной позе;
- Лики-маски;
- «Богиня»;
- Богиня с божественным ребенком или «святое семейство»;
- Уточки.
Люди-лоси верхом на ящере
Человек-лось является в некотором смысле «визитной карточкой» пермского стиля — так как именно он представлен на значительной части изображений, при этом такой образ не имеет абсолютно никаких аналогов в других художественных традициях.
Довольно часто фигурки людей и зверо-людейзаключены в некую внешнюю рамку, которая как бы окаймляет изображение.
Отдельный пласт — медведь в так называемой жертвенной позе (именно такое расположение шкуры медведя с мордой между лап характерно для различных религиозных ритуалов, фиксируемых этнографами у близких народов) и различные личины (то есть фигурки в виде масок).
Есть немало человеческих изображений, которые условно считаются изображениями богинь и божественных детей. Утверждение довольно спорно — так называемые фигурки богинь не имеют абсолютно никаких характерных женских черт — никак не обозначены половые органы либо грудь, нет никакого намека на беременность (что обычно характерно для древних Венер), длинные волосы могут не быть таковыми, а представлять собой, например, головной убор (впрочем, мы не знаем носили ли чудские мужчины длинные или короткие волосы). Одним словом, с тем же успехом это может быть воин, человек, бог, первопредок, герой предания, дух того или иного мира и т. д.
«Богини» — пермский звериный стиль
Мужские и женские тату
Татуировки скифов делятся на мужские и женские. Эскизы легко различить по характеру линий: у мужчин они четкие и прямые, у женщин – плавные и закругленные. Стиль характеризуется наличием большого количества мелких деталей даже в самой миниатюрной композиции. В большом скифском рисунке по принципу матрешки находится много маленьких. Например, животное изображается с непропорционально большой головой, а в туловище можно разглядеть силуэты других зверей.
Основная тематика скифских татуировок – это животные, растения, геометрические фигуры. Часто можно увидеть стилизованную свастику, знак в виде запятой, волны. Несмотря на подобное разнообразие и относительно большой масштаб, скифские композиции выглядят стильно и лаконично.